Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять; он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Чем можно позаниматься с ребенком, чтобы развить его мелкую моторику?

1. Запускать пальцами мелкие волчки

2. Разминать пальцами пластилин, глину

3. Рисовать гуашью пальцами

4. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики

5. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался); Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие не разожмешь

6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

7. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять

8. Показать отдельно только один палец – большой

9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

10. Махать в воздухе только пальцами

11. Кистями рук делать «фонарики»

12. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе

13.Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -  разбежались)

14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку

15. Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре

16.Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки

17. Закручивать шурупы, гайки

18. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками

19. Складывание матрешек

20. Игры с вкладышами

21. Рисовать в воздухе

22. Игры с песком с водой

23. Мять руками поролоновые шарики, губку

24. Рисовать, раскрашивать, штриховать

25. Резать ножницами

26. Рисование различными инструментами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)