Советы дефектолога
Все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. К сожалению, это не всегда получается.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.
Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
«Разумная семья» всегда старается воздействовать на формирование детской речи, так как развитие общения, обогащение его форм, открывает перед ребёнком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет значение для его всестороннего развития.
Причины речевых нарушений разнообразны:
- недостаточное внимание со стороны родителей
- инфекционные заболевания перенесенные будущей мамой
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности
- преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия
- генетические заболевания и т.п.
Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, наследственный фактор ( в том числе заикание), снижение слуха.
Существуют ещё и видимые факторы, которые легко определяются врожденные или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформация зубов, неправильный прикус.
Часто соски-пустышки формируют неправильный прикус. Поэтому нужно использовать только анатомические соски-пустышки. Ещё одна причина – короткая подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены, ребёнок даже не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.
Родители должны знать что к 5-ти годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позже 6-ти лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.
Должен к школе знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие.
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы ОН владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
В чем же они заключаются?
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится выразить свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?
Не бойтесь обращаться к дефектологу за помощью. Помните, что дефектолог не только открывает вашему ребёнку возможность правильно и красиво говорить, но он является и проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.
Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.
Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым.
Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.