«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» Семинар – практикум для законных представителей обучающихся 9 класса, ІІІ четверть

Цель: проведение просветительской работы по вопросам здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; семейное воспитание.

Задачи: актуализировать проблемы табакокурения, алкогольной и никотиновой зависимости среди подростков; способствовать участию семьи в воспитании негативного отношения подростков к употреблению алкоголя и продуктов, содержащих никотин.

Актуальность: борьба с вредными привычками – это стремление к совершенствованию своей жизни, проявлению ответственности за свои поступки, развитию осознанного взгляда на предлагаемую никотиносодержащую и алкогольную продукцию.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники семинара: законные представители  учащихся 9 класса

Методические приемы: дискуссия, продуктивная деятельность законных представителей, просмотр видеоролика, анализ результатов деятельности.

Материал и оборудование: мультиборд, 2 листа ватмана с изображением человека, фломастеры, памятки с рекомендациями, распечатанные диаграммы, распечатанные термометры.

 

Ход семинара – практикума

  1. I. Приветствие.

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые родители. Тема нашего собрания«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять».

 

  1. II. Просмотр видеоролика.

Классный руководитель: Предлагаю внимательно посмотреть на экран.

Боб курильщика (эпизод 7, сезон 6 "Знакомьтесь, Боб") - YouTube (Приложение 1).

 

III. Вступительное слово педагога.

Классный руководитель: Задумываемся ли мы над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? А потому, что здоровье для человека – самая главная ценность [1, с.30]. Хочется верить, что и вы разделяете мою точку зрения.

         Сегодня мы будем говорить об алкоголизме и табакокурении. Это проблемы, о которых пишут в газетах, их обсуждают на телевидении,  о них говорят в учебных заведениях, снимают документальные фильмы, социальную рекламу и т.д. Для нашего общества, к сожалению, проблема

алкогольной и никотиновой зависимости остаётся актуальной.

         Мне хотелось бы, чтобы наш диалог получился искренним и открытым. Мы попробуем выразить собственное  отношение к этим проблемам. А помогут нам в этом наши знания, наши жизненные наблюдения и жизненный опыт.

 

  1. IV. Интерактивная игра «Поменяйся местами».

         Классный руководитель: Обратите, пожалуйста, внимание на два лаконичных афоризма на экране: «Чем больше привычек, тем меньше свободы» (Иммануил Кант), «Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра» (Конфуций). Я попрошу тех из вас, кто категорически не согласен с известным немецким философомКантом и известным китайским философом Конфуцием, поменяться друг с другом местами. Если вы согласны с данными мнениями, оставайтесь на своих местах. (Родители выполняют упражнение). Я полностью согласна и однозначно разделяю мнения великих философов. Приятно, что и среди вас есть мои единомышленники.

 

  1. V. Информация об алкоголизме и курении.

Классный руководитель: В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков и пьяниц сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. 

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего, здесь важен личный пример родителей: что видит ребенок с детства, как они относятся к курению, спиртному? Как в семье принято отмечать праздники?

Табакокурение

В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослыми, чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремиться подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребёнок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. При курении можно поговорить на запретные темы, найти взаимопонимание и поддержку у собеседника, повысить свой авторитет среди сверстников, расширить дружеские контакты. Чтобы купить сигареты, подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели. Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, создаваемый запретом и желанием пообщаться с единомышленниками, способствует закреплению привычки.

Злоупотребление алкоголем

Знакомство с алкоголем происходит преимущественно в праздничные дни, где подросток зачастую тайком пробует алкоголь в небольшом количестве, причём им движет любопытство к напитку. В пубертатном возрасте подросток хочет казаться взрослым, лучше других. В этом (15-17 лет) возрасте и начинается алкоголизация. Установлено, что подростка влечёт не вкус напитка, а его действие – состояние опьянения. Систематическое употребление спиртных напитков следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведёт не только к различным нарушениям поведения. Первая рюмка спиртного может привести к привычке, а привычка – к зависимости [2 ,с.13]. Риск стать зависимым присутствует у каждого, кто употребляет алкогольные напитки, в том числе и пиво.Ведь бутылка этого напитка равна ста граммам водки. Алкогольная зависимость у подростков развивается очень быстро, иногда в течение года (у взрослых в течение 5 лет), принимает тяжёлые формы и трудно поддаётся лечению.

В Беларуси потребление алкоголя на душу населения примерно 11 литров в год. Если вычесть детей, стариков и убеждённых трезвенников, то получится, что ежегодно пьющий и умеренно пьющий белорус вливает в себя до 30 литров спиртного, потребление свыше 5 литров алкоголя на душу населения в год уже считается опасным. К сожалению, этот пагубный порок распространён и среди молодёжи.

Актуальность проблемы алкогольной и никотиновой зависимости среди молодого поколения и необходимость её профилактики не вызывает сомнения на данном этапе развития цивилизованного общества [3, с.17]. Забота о здоровье и гармоничном развитии подрастающего поколения обязывает взрослых предохранять детей от всего, что может нанести им физический и моральный ущерб. И мы, взрослые, должны научить молодёжь делать выбор в пользу здорового образа жизни.

 

VI.Реализация метода «Опровергни мнение»

Классный руководитель: К алкоголю и курению относятся по-разному. Я предлагаю вам несколько существующих мнений, а ваша задача – опровергнуть их, прибегая к фактам, примерам, доказательствам и аргументам. Старайтесь быть убедительными, и, конечно, дополняйте друг друга.

Мнение №1. Говорят, что алкоголь хорош тем, что придаёт телу и духу силу. Согласитесь, что пьяный человек готов на большие подвиги! Что в этом плохого? (Высказывания родителей)

Мнение № 2.Говорят, что у каждого человека бывают минуты отчаяния, уныния, разочарования, горести. Эти минуты превращаются в затяжные часы, дни, недели… становится невыносимо. Совет: найдите утеху в алкоголе! Он придаст вам веселье, радость, бодрость. Жизнь начнётся снова! (Высказыванияродителей)

Мнение № 3. Есть мнение, что подростки которые курят, имеют высокую самооценку и уверенность в себе, им проще социализироваться и обрести авторитет в компании. Что в этом плохого? (Высказывания родителей)

Мнение № 4. Есть мнение, что курение уменьшает аппетит, благоприятствует похудению. Чем больше сигарет, тем тоньше талия. (Высказывания родителей)

 

VII. Результаты диагностического тестирования «Факторы риска».

         Показ и обсуждение диаграмм, сделанных по итогам диагностического тестирования учащихся 9 класса (Приложение 2).

 

VIII. Интерактивная игра «Нарисуй портрет».

         Классный руководитель: Давайте разделимся на 2 группы. Первой группе предлагаю нарисовать портрет пьяного человека, второй – курящего. Потом вам необходимо защитить свою работу, назвав как можно больше признаков пьющего и курящего человека [4, с.187]. (Выступление родителей)

 

  1. IX. Раздача памяток родителям.

(Приложение 3)

  1. X. Подведение итогов.

Классный руководитель: Помочь ребёнку сохранить своё здоровье могут прежде всего близкие, родные люди. Каждый должен осознанно отказаться от вредных привычек и поставить здоровый образ жизни на первое место! Психологи отмечают: в семьях, в которых царит внимание, любовь друг к другу стоит на первом месте и проблемы детей взрослые воспринимают серьёзно. В таких семьях ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, всегда окажут своевременную помощь.

Если мы вместе: семья и школа, то в силе создать защитные ресурсы для гармоничного развития и становления личности ребёнка, тогда вредные привычки уйдут на задний план [5]. Что мы подразумеваем под защитными ресурсами? Защитные ресурсы – это, конечно же, прежде всего поддержка семьи, единые правила воспитания школы и семьи, контроль со стороны родителей, общение, организация домашнего досуга, дополнительное образование, хорошие друзья, участие родителей в жизни школы, положительный школьный климат, участие в общественной жизни, стремление к успеху, желание учиться, умение сопереживать, реалистичная самооценка, оптимизм!

 

  1. XI. Рефлексия.

Классный руководитель: Спасибо за работу, уважаемые родители. Хотим узнать ваше впечатление от мероприятия. Возьмите, пожалуйста, термометры на вашем столе (Приложение 4) и обозначьте степень своего удовлетворения от собрания.(Выполнение задания и высказывания родителей)

Классный руководитель: Я надеюсь, что наша встреча сегодня прошла с пользой для вас.

 

Список использованных источников

  1. Мурычина Т., Горькая иллюзия // Здаровы лад жыцця. – –№ 10. – С. 30-36.
  2. Якубович Т., Встреча-обучение «Сотвори свою жизнь сам» // Здаровы лад жыцця. – –№ 1. – С.9-28
  3. Павлова, Е.А.Вредным привычкам – нет! //Биология в школе/ Е.А.Павлова, Н.В. Носкова, – 2003
  4. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование. – 2007. — № 4. — С. 184–188.
  5. Ягодинский, В.Н. Уберечь от дурмана / В.Н. Ягодинский. – М., 1989

 

Приложение 3

 

Памятка для родителей по здоровому образу жизни (ЗОЖ)

  1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:

живите в определенном режиме труда, отдыха, питания; начинайте день с утренней зарядки (не менее 30 мин); бросьте курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства; -оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием: не становитесь рабами Интернета, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой; имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки. 2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил: не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах: не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого; не выносите сор из избы; не делите труд в семье на мужской и женский. 3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то: будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи: уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им; с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины - матери, мужчины - отца. 4. Если вы хотите видеть своих детей  свободными  в общении, культурными, то: не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу; очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби; не жалейте времени  для культурного совместного отдыха;

приобщайте детей к миру литературы.

  1. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то: не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей; к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему. 6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.